Мой любимый детский сад!
Воспитатель д/с Аленушка Гаврюкова Татьяна Алексеевна

Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе

Опубликовано в Педагогическая трибуна  Автор: Татьяна Алексеевна
Декабрь 12th, 2016

Опыт работы по экологии обобщила педагог Шершенко Е. В. МБДОУ д/с № 6

Тема: «Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе»

БЕРЕГИТЕ ЭТИ ЗЕМЛИ, ЭТИ ВОДЫ,

ДАЖЕ МАЛУЮ БЫЛИНОЧКУ ЛЮБЯ,

БЕРЕГИТЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ПРИРОДЫ.

УБИВАЙТЕ ЛИШЬ ЗВЕРЕЙ ВНУТРИ СЕБЯ.

Е.Евтушенко.

Экологическое воспитание- это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение- все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Наша задача помочь детям осознать это, дать необходимые знания, показать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость их жизни от нашего воздействия и воздействия среды. Научить общаться с природой, ЛЮБИТЬ ее. Нам необходимо помнить: «Нельзя дать то, чего не имеешь». Это значит, если мы не умеем слушать, не можем научить слушать другого, если мы не умеем любить, не научим любить другого. Отсюда следует- прежде чем воспитывать других,- воспитай себя. Дети подражательны. Мы часто видим  небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе, и часто это объясняется отсутствием у детей необходимых знаний. Дети- которых мы научим ощущать природу, слышать дыхание растений, шелест травы, листьев, любоваться красотой природы, закатами и восходами солнца, заслушиваться пением птиц, – не смогут уничтожить эту красоту. У них наоборот появится потребность помогать жить этим творениям, любить их, оберегать, общаться с ними еще и еще.

КРАСОТА ПРИРОДЫ- ИСТОЧНИК ДОБРА  , и ДЕТИ ОЩУЩАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ СОВЕРШАТЬ ДОБРО.

Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом.

Мы говорим детям: « Беречь природу».  Мы понимаем как, а как понимает это ребенок? Дети думают, что беречь,, оберегать, значит ходить вокруг чего-либо и отгонять злодеев. Да, так можно охранять природу на территории какого-либо заповедника. Детям понятней слово «обижать», «делать больно». Живому нельзя делать больно!    С этого  и начинается бережное отношение к природе. Со слов: не хватай, не рви, не ломай, не дави. Ребенку сразу нужно знать альтернативу, если этого нельзя, то что можно?  Поэтому мы вводим   правила поведения в природе, обозначаем их в виде символов, карточек ( разрешающих и запрещающих). Например, цветы нельзя рвать, их можно нюхать, любоваться ими, наблюдать за ними, рассматривать. Жуков нельзя давить, их можно рассматривать, наблюдать за ними, любоваться. Дети часто давят жуков,пауков, гусениц. Да потому,что они видели ,как это делали взрослые, да еще и со словами- «фу, какая гадость».  Так будем же наглядным и положительным примером для детей, научим  с любовью и нежностью обращаться с природой. Каждый человек должен стать настоящим другом природы.

Правильное отношение к природе начинается в семье. Как и где отдыхают дети с семьей, как ведут себя родители в лесу, на реке, так будут поступать и дети. Примеры положительного взаимодействия с природой   дают положительный результат. Прекрасно, если у детей дома есть домашние питомцы (  кошка, собака, рыбки, хомячок и др.). Уход за ними о общение формирует познавательный интерес к миру живой природы, понимание потребностей живых существ, без которых их жизнь прекратится. Забота о них воспитывает в детях любовь и понимание живого. Любовь к природе рождается в действии.

Работа по привитию детям бережного  отношения  к природе ведется  как на занятиях, так и вне занятий( на прогулках, экскурсиях, в беседах, через художественное слово, живопись, чтение, через опыты и эксперименты). Каждое следующее занятие строится на основе ранее полученных знаний.  Главное, эта работа начинается с самого раннего детства, с привития детям таких качеств, как трудолюбие, желание помогать взрослым, аккуратности, ответственности, бережливости ( к игрушкам, мебели, одежды), убирать все на свои места.

В младшей группе дети познают себя, знакомятся с домашними и дикими животными, птицами, проводят эксперименты с песком, водой, ветром, мыльными пузырями. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, т.к. приходится сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать. С малышами проводятся экологические игры: « Чудесный мешочек»(овощи и фрукты), «Узнай на вкус», «Найди листок какой покажу», «Угадай растение по описанию», «Да и нет», « сложи картинку», и др. ,так же подвижные игры, где дети подражают повадкам животных и птиц.

В средней группе ребенок уже в жизни учится наблюдать за живой и неживой природой. Знает животных разных климатических зон, особенности внешнего вида, может сравнить животных, понять зачем жирафу длинная шея , верблюду- горбы и другое. Так же проводятся экологические игры « Чей детеныш?», « Вершки и корешки», « Кто где живет», « Найди растение по описанию», «Собери цветок из частей», « Кто во что одет?» ( чешуя, шерсть, перья ), «Живое-неживое»   и другие. Увеличивается число вопросов к детям, мы заставляем их думать, анализировать, так же экспериментировать: Почему тает снег? Направление ветра и другое. Сажаем огороды и в группе- зимой, и на участках –весной. Ухаживаем, поливаем, наблюдаем, делаем выводы, что необходимо для роста растений (свет, тепло , вода ).

В старших группах, дети осознанно выполняют трудовые поручения ( поливают цветы, рыхлят землю, пропалывают грядки.). Более осознанно понимают взаимосвязи, сравнивают, анализируют, делают выводы, делают зарисовки в календаре погоды. Конечно же и сами   и с помощью родителей мы делаем  скворечники  и кормушки для птиц, кормим их и наблюдаем.  Важно и эффективно, если ребенок сам не доест  что-то, а покормит бездомную собаку или птиц. Мы ходим в гости к березе или к пеньку ( сосне, ели, туе, к кустикам), разговариваем с ними, делимся своими успехами, что-либо дарим). Читаем рассказы Пришвина, Бианки, рассказы типа « Как божьи коровки спасли апельсиновый сад», « Почему исчезли морские коровы?». Дети участвуют в изготовлении  схем, символов, значков «берегите природу», коллажа леса. Все это помогает нам вырастить в детях защитников и ценителей родной природы. Наша задача сформировать у детей новое мировоззрение  к    окружающей природе, не потребительское. И мы верим, что наши зернышки добра и любви ко всему живому-прорастут  в детях.

Любите родную природу- озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе мы к ней относиться добрей!

 Игра на внимание «Береги природу»  ,   ( да или нет )

—– Если я приду в лесок и сорву ромашку.     – Нет.

—–Если съем я пирожок и выброшу бумажку.  – нет.

—–Если хлебушка кусок на пеньке оставлю.   – да.

—–Если ветку подвяжу, колышек подставлю.   – да

—-Если мусор соберу, банку закопаю. – да

—-Если разведу костер, а тушить не буду.   – нет.

—-Если сильно насорю и убрать забуду – нет.   И Т.Д.



2 комментария to “Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе”

  1. Virtual Private Server Says:

    Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собств?

  2. Virtual Private Server Says:

    У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приходит понимание необходимости бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Оставить комментарий

*

code