Конспект занятия «Путешествие на корабле»
Конспект занятия «Путешествие на корабле» по формированию
элементарных математических представлений в средней группе подготовила педагог Емельянова А. И. МБДОУ д/с № 10
Программные задачи:
- Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.
- Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
- Совершенствовать счётные навыки в пределах 5.
- Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.
- 5. Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
- Закрепить умение называть усвоенные понятия – “большой”, “поменьше”, “самый маленький”.
- Развивать чувства цвета, формы, повышать интерес к познанию.
- Развивать наглядно – образное мышление и воображение.
- Воспитывать доброжелательное отношение и навыки взаимодействия.
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
– проектор, ноутбук, магнитофон;
– посылка, конверт с письмом, карта, мяч, три ключа разного цвета и размера;
– книга, камни с цифрами от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;
– конструктор «лего» “Сказочный дворик”, мелкие игрушки;
– сундук, шоколадные монеты;
– модули для постройки корабля.
Предварительная работа: сюжетно – ролевая игра «Корабль», знакомство с геометрическими фигурами, с цифрами, дидактические игры: «Чего не стало», «На что похоже», «Наоборот», заучивание стихотворений о геометрических фигурах.
Ход занятия
Вводная часть. Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями).
– Сегодня я пришла в детский сад и нашла вот эту коробку. Давайте вместе откроем и узнаем, что в ней? (Открываем коробку, конверт, находим в нём карту, рассматриваем.)
Воспитатель читает письмо. Здравствуйте ребята. Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Если вы будете следовать по карте, то найдете клад. На каждом острове вы получите ключ – помощник. Удачи вам! Жду с нетерпением, Умная книга.
– Ребята, как интересно! Вы хотите отправиться в путешествие? Но знаете, в путешествие мы возьмем только самых внимательных, самых находчивых, ловких, умелых, самых вежливых детей.
Основная часть. (Обращаемся к карте) Слайд
– Итак, первый остров – остров “Наоборот”.
– А на чём же мы поплывём? (На корабле). Мы станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном, а вы моряками.
– Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Музыка)
Остров “Наоборот”
– Посмотрите, на этом острове всё наоборот (Слайд): рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Давайте поиграем на этом острове в игру, которая называется “Наоборот” (с мячом) Я буду называть слова, а вы отвечайте словами с противоположным значением:
– низкий – высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.
Воспитатель: Молодцы, как интересно мы играли! Слова с противоположным значением сказали правильно. А вот и сюрприз, ключ – помощник!
Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, красный, большой). Отправляемся дальше (обращаемся к карте). Обыгрывается ситуация с кораблём – дети руками имитируют плавающие движения. (Упражнение волна)
Воспитатель: Ой, что я вижу, остров! Как вы думаете, как он называется? (Слайд) Ответы детей.
Ребята, послушайте, какой сильный ветер на острове. (Шум ветра). А вы умеете дуть как сильный ветер? Покажите. (Дети дуют, выполняют движения руками, ветер стихает)
Остров “Геометрических фигур”
Лежит книга “Геометрических фигур”. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой – прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
Воспитатель: Ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге “Геометрических фигур”? Надо все картинки разложить по своим страницам.
Воспитатель: Найдите страничку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Какая это фигура? (Круг)
– На что еще похож желтый круг? (блин, яблоко, серединка цветка, сигнал светофора, печенье)
– Найдите страницу, где есть фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. Какая это фигура? (Овал)
– Какого цвета овал? (зеленого)
– На что похож зеленый овал? (огурец, листочек, крокодил, воздушный шарик)
– Чем похожи геометрические фигуры круг и овал? ( они круглые, у них нет углов и сторон)
– Чем отличаются круг и овал? ( круг – желтый. Овал – зеленый, круг – большой, овал – маленький)
– Возьмите страничку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Какая это фигура? (Треугольник)
– На какие предметы похож желтый треугольник? (кусочек сыра, морковка)
– Какие из этих фигур похожи друг на друга? (круг желтый и треугольник желтый)
– Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (прямоугольник). Какая это фигура ?
– Какого цвета прямоугольник?
– На что похож красный прямоугольник? (кирпич, флаг, дверь, ковер, книга)
(Дети прикрепляют картинки на соответствующие страницы книги)
Во время выполнения задания беседовать с детьми, задавая вопросы:
– Какую картинку ты выбрал? Почему ты ее прикрепил именно на эту страничку?
– На какую фигуру похожа твоя картинка? Почему ты так считаешь?
Воспитатель: Ребята, мы с вами разложили картинки по своим страничкам и за это мы получаем еще один ключ. Какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, синий, поменьше)
Гимнастика для глаз (музыка шум моря)
– Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе
(показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.
– Приплыли, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали)
– Вот мы и попали к “Заколдованному замку”. Но что я слышу? (шум камнепада)
– Ребята, мы ищем ключ, он спрятан в замке. А вход в замок завален камнями и чтобы, войти в замок камни надо разобрать.
– Что на камнях написано? (Цифры) Завал освободится, тогда когда найдете, цифры и выстроите их в ряд. Завал разбирается (камни переносятся в другую сторону, а камни с цифрами выкладываются в ряд).
– Давайте еще раз проверим, правильно ли мы разложили камни (дети хором называют цифры по порядку).
– Посмотрите, какой здесь есть “Сказочный дворик”.
На столе стоит конструктор лего “Сказочный дворик” рядом игрушки животные.
Воспитатель: Вот мы и добрались до “Сказочного дворика”. Давайте разместим животных так, чтобы им было веселее играть (каждому ребенку и дается задание).
– Посади медведя на качели справа от домика, а зайца на качели слева от домика.
– Расскажи, что ты сделал?
– Посади лисичку на скамейку перед домиком, волка на скамейку за домиком.
– Расскажи, что ты сделал?
– У нас есть еще один ключ-помощник (порядковый номер и цвет, размер: третий, зеленый, маленький).
Воспитатель: (музыка фанфары) Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать?
Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания.
(Большой, поменьше, самый маленький)
Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитывается: “Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад”.
Детям вручаются медали. В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке. Книга, которую потом будут рассматривать. Дети с воспитателем садятся на корабль.
Рефлексия.
– Вот мы и вернулись домой. Вам понравилось путешествие?
– Расскажите, что вам запомнилось?
– Ребята, сколько мы получили ключей? (три)
– Скажите, за что мы получили первый ключ? (так про все ключи)
– Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.
Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами.
Физминутка.
Мы дружные ребята,
(Беремся за руки)
Мы весело живем,
(Большой палец руки выставляем вперед)
Смеёмся и играем,
(Хлопки в ладоши)
Танцуем и поём.
(Приседания влево и вправо)
Список литературы:
1.Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2014.-368с.
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004
- Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия)». 2007
Использованные материалы:
Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы. Audio CD.