Мой любимый детский сад!
Воспитатель д/с Аленушка Гаврюкова Татьяна Алексеевна

Конспект занятия «Осеннее путешествие»

Опубликовано в Педагогическая трибуна  Автор: Татьяна Алексеевна
Декабрь 12th, 2016

Конспект занятия «Осеннее путешествие» подготовила педагог Наумова И. И. МБДОУ №10

 

Тема – «Осеннее путешествие»

Старшая группа

 

Интеграция образовательных областей – Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Физическое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи – Систематизировать и закрепить знания детей об осени как времени года, о характерных признаках осени, погодных условиях в осеннее время, о перелетных и зимующих птицах, о подготовке диких животных к зиме в осенний период. Закрепить представления о трёх месяцах осени и народные названия месяцев. Закреплять умение подбирать цвет в соответствии с названием месяца. Учить детей называть пословицы, поговорки об осени,  народные приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Развивать память, связную речь, внимание, восприятие, умение слушать, отвечать на вопросы полным предложением.

Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Дикие животные», «Птицы».

Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. Воспитывать желание помогать в трудной ситуации другим.

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Способы организации детей – фронтальный, индивидуальный; по кругу, полукругом, в рассыпную, с переходом за столы, на «пенёчки», к кормушке, к солнцу.

Оборудование –  воздушный шар, с прикреплённым осенним листиком и письмом; колокольчик;  осенние листики; деревья, ёлки; корзина с яблоками;  картинки – перелётные и зимующие птицы на веревочках; дерево с зелёными листьями и солнцем,  кормушка со снежинкой; Сундучок народных мудростей; домик Осенних месяцев(образец и на каждого ребёнка); прямоуголньные цветные карточки; Чудо-дерево с  картинками-предметами (листик, птичка, жёлудь, паутинка, гроздь рябины, звезда, туча, яблоко, солнце, сани, подкова);  ТСО –  телевизор, аудиозапись, магнитофон; презентация «Как дикие звери готовятся к зиме»,  пушистики, воздушные шары (на каждого ребёнка)

 Словарная работа – листопадник, хмурень, рябинник, мокрохвост, грязник, капустник, грудень, «ледовый кузнец», чернотропник, ворота зимы; снегирь, скворец, синица, воробей, журавль, кукушка, дятел, ласточка, сорока, дрозд, трясогузки, соловьи, жаворонки, горихвостки, утки, гуси, лебеди.

Методы и приёмы –

– Словесные – беседа, художественное слово, вопросы, словесные поощрения – педагогическая оценка;

Наглядные –  домик Осенних месяцев; Чудо-дерево с картинками-предметами; презентация «Как дикие звери готовятся к зиме»; картинки – перелётные и зимующие птицы.

– Практические – Игра – «Волшебный листочек», Дыхательное упражнение «Осень», Игра – моделирование «Домик осенних месяцев», игра – «Чудо-дерево», «Сундучок народных мудростей»; физминутка «Дождик»; загадки «Дикие животные», Д\и «Перелётные и зимующие птицы».

– Игровые – сюрпризный момент – воздушный шар, с прикреплённым листиком и письмом; проблемная ситуация; награждение  детей подарками.

Предварительная работа –  наблюдение за осенними изменениями в природе; беседа об осени; рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с изображением осени; рассматривание репродукций картин И.И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасова «Поздняя осень»; загадывание загадок о лесных жителях, о перелётных и зимующих птицах, о деревьях, об осени; заучивание стихотворений об осени; разучивание пословиц, поговорок об осени, осенних народных примет; изготовление поделок, совместно с родителями, не тему «Подарки Осени»; проведение развлечения по теме «Евро-Осень -2016»; просмотр презентаций «Осень», «Как дикие звери готовятся к зиме», «Перелётные и зимующие птицы», «Деревья»; чтение произведений А.Пушкина, И. Бунина, А. Плещеева, Ф. Тютчева, А.А.Фета, И.З. Сурикова, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, Г.Скрибицкого об осени, чтение  рассказов Т.А.Шорыгиной «Какие звери в лесу?», «Деревья. Какие они?», «Какие месяцы в году?!», «Птицы. Какие они?»; прослушивание произведений П.И.Чайковского «Времена года. Осень»: «Сентябрь» –   “Охота»; «Октябрь»  – “Осенняя песнь», «Ноябрь» – “На тройке».

 

Ход ООД:

Воспитатель:– Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: – Доброе утро, добрый час,

Очень рады, видеть вас!

Воспитатель: – Ребята,  и  я, очень рада  видеть гостей и вас сегодня!

– Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся?

И друг другу улыбнёмся!

Вы, готовы поиграть?

Можно встречу начинать?

– Ребята, а вы слышите, какой- то шум? (Звучит шум ветра и листьев. Влетает воздушный шар, с прикреплённым осенним листиком с письмом)

– Ребята, что это?

Кто – то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо!

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Ребята, а вы хотите узнать от кого это письмо?

Дети: Да

Воспитатель: – Тогда, давайте поиграем.(Звенит колокольчик) Динь-динь!

Дети: – Кто там?

Воспитатель: – Почта.

Дети: – От кого?

Воспитатель: – Как вы думаете, от кого это письмо?

Дети: – Ответы детей.

Воспитатель: – Давайте прочитаем письмо  и узнаем, кто его написал?

«Дорогие, ребята! Помогите мне! Я скоро должна уступить место Зимушке – зиме, а в моём царстве Злой Северный ветер, натворил много бед. Мне одной не справиться! Осень!»

– Ребята, это письмо от Осени. Как вы думаете, какие беды смог натворить Злой Северный ветер?

Дети: – Разбросать листья, сломать ветки на деревьях, разрушить жилища животных.

Воспитатель: – Как мы сможем помочь Осени?

Дети: – Помочь осени справиться со всеми бедами, навести в лесу порядок, собрать ветки деревьев, восстановить жилища животных.

Воспитатель: – Ну, что ж, ребята, я вижу, вы готовы помочь Осени. Тогда, в путь! Поможет нам колокольчик, чтобы оказаться в  царстве-государстве Королевы Осени, осеннем лесу, надо сказать волшебные слова: «Раз, два повернись, в осеннем лесу – очутись!» (Звучит музыка!)

– Осенний лес – какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду,

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

(Звучит запись голоса Злого Северного ветра) «Я, Злой Северный ветер, заколдовал осенние листики, вы их можете расколдовать, если правильно скажите: «Какое сейчас время года?  И назовёте признаки, этого времени года?»

– Ребята, давайте попробуем расколдовать осенние листики. Какое сейчас время года?

Дети: – Сейчас время года – Осень.

Воспитатель: – Почему, вы решили, что сейчас время года – осень?

Игра «Волшебный листочек» – дети передают друг другу «волшебный листочек» и называют признаки времени года – Осень.

Дети: – Потому что осенью, часто идут дожди; стало холоднее; дни стали короче, а ночи длиннее и темнее; желтеют, краснеют и опадают листья с деревьев и кустарников; вянет и засыхает трава; в лесу много грибов, после дождя; птицы улетают в тёплые края, т.к. становится холодно и не хватает им корма; дикие звери готовятся к зиме – медведь и ёж ложатся в зимнюю спячку; белка запасает на зиму шишки, грибы, орехи и меняет рыжую шубку на серую тёплую; зайчик меняет серую шубку на белую; люди одевают тёплую одежду – куртки, шапки, ботинки; взрослые собирают и запасают на зиму урожай овощей и фруктов, убирают сухую траву, листья, вскапывают землю на огородах; прячутся насекомые.

Воспитатель: – Ребята, вы правильно сказали, что сейчас время года – осень. И назвали, все признаки осени. А какие красивые слова, вы могли бы сказать про осень? Осень, какая?

Дети: – Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: – Да, осень – прекрасна! (Звучит волшебная музыка) – Вот мы и расколдовали наши осенние листочки, справились с первым заданием.

Ребята, а как дышится легко в нашем лесу. Какой здесь чистый воздух. Пахнет сухими опавшими листьями, грибами, осенней свежестью.

Дыхательное упражнение «Осень»: – «Мы вдохнули глубоко (Вдох через нос). Ах, как дышится легко (выдох длительный через рот)».

Воспитатель: – Ну что ж, набрались сил, отправляемся дальше в путь.(Звучит музыка, дети идут по лесу)

– Ребята, посмотрите, какой-то домик стоит. Кто же живёт в этом домике?

(Звучит запись голоса Злого Северного ветра) «Кто живёт в этом доме, вы сможете узнать, если отгадаете загадку» (Листик с загадкой на крыше домика)

Загадка: – В первом месяце кружатся листья,

Их раскрасят жёлтой кистью?

Во втором все птичьи стаи,

Вдаль за море улетают.

Третий месяц очень скучный,

Он сгребает листья в кучу,

Сыплет сереньким дождём,

И гулять мы не идём.

Воспитатель: – Как вы думаете, кто же живёт в этом доме?

Дети: – Осенние месяцы.

Воспитатель: – Ребята, от Северного ветра есть ещё одно задание. Для этого вам надо пройти за столы на свои места.(Дети проходят за столы)

Воспитатель: – Как называется первый месяц осени?

Дети: – Первый месяц осени – сентябрь.

Воспитатель: Как в старину, в народе, называли месяц – сентябрь? Почему?

Дети: – В народе, сентябрь, называли листопадник (в сентябре начинают опадать листья);  хмурень (часто хмурится небо); рябинник (к первым заморозкам поспевала рябина).

Воспитатель: – У вас на столах тоже есть домики. Задание от Северного ветра, такое – вам надо будет сделать окна цветные.

Воспитатель: – Как вы считаете, где будет жить сентябрь?

Дети: – В первом окошке.

Воспитатель: – Ребята, подберите цвет, который соответствует первому месяцу осени – сентябрю и расположите  цветную карточку в  первом окошке. (Дети подбирают прямоуголники: жёлтый (листопадник), серый (хмурень), оранжевый (рябинник) (Один ребёнок работает у доски, другие – за столами. Индивидуальные ответы детей.)

Воспитатель: – Как называется второй месяц осени?

Дети: – Второй месяц осени – октябрь

Воспитатель: – А как в старину, в народе, называли месяц – октябрь?

Дети: – В народе, октябрь, называли мокрохвост (в октябре часто идут дожди); грязник (много грязи под ногами); капустник (заготавливали на зиму капусту, солили капусту).

Воспитатель: – Где будет жить октябрь?

Дети: – Во втором окошке.

Воспитатель: – Ребята, подберите цвет, который соответствует второму месяцу осени – октябрю и расположите цветную карточку  во втором окошке. (Дети подбирают прямоугольники: синий (мокрохвост), фиолетовый (грязник), капустник (зелёный). (Один ребёнок работает у доски, другие – за столами. Индивидуальные ответы детей.)

Воспитатель: – Как называется третий месяц осени?

Дети: – Третий месяц осени – ноябрь

Воспитатель: – А как в старину, в народе, называли месяц – ноябрь?

Дети: – В народе, ноябрь, называли «ледовый кузнец» (реки покрывались льдом); грудень (смёрзшая, покрытая снегом земля лежит в ноябре грудами, кучами); чернотроп (листья потемнели и черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу); «ворота зимы» (последний месяц осени открывает «ворота» зиме).

Воспитатель: – Где будет жить ноябрь?

Дети: – В третьем окошке.

Воспитатель: – Ребята, подберите цвет, который соответствует третьему месяцу осени – ноябрю и расположите цветную карточку в третьем окошке. (Дети подбирают квадраты: белый или голубой (ледовый кузнец), коричневый (грудень); чернотроп (чёрный); «ворота зимы» (синий, фиолетовый). (Один ребёнок работает у доски, другие – за столами. Индивидуальные ответы детей.)

Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы правильно назвали месяцы осени, рассказали, как называли месяцы в народе и почему, вы правильно обозначили их соответствующим цветом. И  теперь  мы знаем, что в этом доме живут осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Давайте, все вместе скажем, какие месяцы живут в этом доме?

Дети: – Сентябрь, октябрь, ноябрь (все вместе)

(Дети идут дальше по лесу)

Ребята, посмотрите, дерево какое-то растёт. Как вы думаете, что это за дерево?

Дети: – Ответы детей.

(Звучит запись голоса Злого Северного ветра) «Это Чудо-дерево. Вы должны снять с дерева картинки-предметы и назвать народные осенние приметы, пословицы и поговорки об осени и сложить их в Сундучок народных мудростей»

Воспитатель: – А вот и сундучок (Сундучок стоит под деревом)

– В полукруг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я сундучок возьму

И ваши знания все соберу.

А вы по очереди картинки-предметы снимайте,

И народные осенние приметы, пословицы и поговорки о Осени, называйте.

Игра «Сундучок народных мудростей» – (дети снимают картинки-предметы (листик, птичка, жёлудь, паутинка, гроздь рябины, звезда, туча, яблоко, солнце, сани, подкова) с дерева, и называют осенние народные приметы, пословицы, и поговорки, которые соответствуют тому или иному предмету, и складывают свои знания в «Сундучок народной мудрости»)

 

Дети:  Народные приметы:- Гром в сентябре – тёплая осень.

– Гром в сентябре – бесснежная зима.

– Много желудей на дубе в сентябре – к суровой и холодной зиме.

– Много паутины на «бабье лето» – к ясной осени и  холодной зиме.

– Паутина стелется по растениям – к теплу.

– Если лист с дерева упадёт нечисто – будет холодная зима.

– Много рябины – будет дождливая осень и с сильными морозами зима, мало рябины – сухая осень.

– В октябре, если птицы летят, ниже к земле – к ранней и холодной зиме, высоко – к тёплой.

– Звезды ярки – к холодной погоде, тусклы – к дождю или снегу.

– Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.

– Грач улетает, скоро снег пойдёт.

– Птицы хохлятся – к ненастью.

Пословицы и поговорки: – В сентябре, одна ягода, и та – горькая рябина.

– Холоден сентябрь-батюшка, да сыт.

– Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

– Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень

– Осенняя пора – птицы со двора.

– Октябрь – месяц ненастья – начало семейного счастья

– В октябре до обеда – осень, после обеда – зима.

– В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

– Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

– Ноябрьские ночи до снега темные.

– Осень идёт и дождь за собой ведёт.

– Ноябрь – осень замыкает.

– В ноябре мужик с телегой прощайся, в сани забирайся

– Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

Воспитатель: – Вот Сундучок народных мудростей и пополнился вашими знаниями. Вы  много назвали народных осенних примет, пословиц и поговорок. Мы смогли выполнить и эти задания Северного ветра.

– Ребята,  но Злой Северный ветер, нагнал тучи, сейчас кажется, пойдёт дождь.

Физминутка «Дождик» (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: – Вот и дождик закончился. Давайте присядем  и отдохнём.

(Звучит запись голоса Злого Северного ветра) «Что устали, решили отдохнуть, не выйдет. Я заколдовал  лесных зверей, и они не смогут подготовиться к зиме. Расколдовать  вы их сможете, если отгадаете мои загадки»

Презентация «Как лесные звери готовятся к зиме»

 Воспитатель: – Ребята, нам с вами надо помочь лесным жителям, расколдовать их, чтобы они смогли подготовиться к зиме.

Загадки «Дикие звери».

Воспитатель:– Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

(Белка.) (Появляется слайд 3)

Воспитатель: – Ребята, а как белочка готовится к зиме?

Дети: – Белочка большая хлопотунья  и  труженица, она запасает на зиму – орешки, желуди, грибы, шишки. Выстилает себе гнездо – мягкой травой, мхом, комочками шерсти. Белочка    меняет цвет  шубки, чтобы  ей  легче  было прятаться  от  своих  врагов ястребов  и  куницы. Зимой  деревья  стоят без  листьев, и в  темно- серых  ветках  серая  шубка белочки  менее  заметна, чем,  если бы  она  была  рыжей. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. (Слайд 4,5,6,7)

Воспитатель:- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.

(Заяц.) (Слайд 9,10,11)

– Ребята, а как зайчик готовится к зиме?

Дети: – А к зиме он постепенно белеет: сначала становится  белым хвост, потом  задние  лапы, и только  потом  белеют  спинка  и бока. (Слайд 12)

Воспитатель:- Помните, мы  говорили, что  в  природе  все  имеет  свою  причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Дети: – Что бы  прятаться  в  сугробе  от своих  врагов.
Воспитатель: – А  как  заяц  себе  домик  устраивает?
Дети:  – У  зайчика  нет отдельной  норки. Зимним днем  он  обычно  спит в  снежной  ямке или,  зарывшись  в  сугроб, а  ночью  выходит  добывать еду: обгладывает  кору  опавших  деревьев. (Слайд 13)

Воспитатель: – Вперевалку зверь идет по малину и по мед.

Любит сладкое он очень. А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны.

(Медведь.) (Слайд 15)

– Ребята, а как медведь готовится к зиме?

Дети: – За месяц до спячки медведь много ест – орехи, рыбу, корни растений, ягоды, накапливает жир. Медведица выкапывает берлогу под корнями ели, устилает её ветками, мхом. В ноябре медведь забирается туда и спит. Зимой появляются медвежата. (Слайд 16,17,18)
Воспитатель: – В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж) (Слайд20)

– Ребята, а как ёж готовится к зиме?

Дети: Ёж  запасы  не  делает  на  зиму. Он  все  лето  ходит  по лесу ест  червей, жуков, ящериц, змей, мышей, лягушек. Накапливает много  жира. Осенью он готовит себе норку – таскает сухие листья, мягкий лесной мох, и спит там, свернувшись клубочком   до  весны.

(Слайд 21,22,23)

Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы не только отгадали загадки и расколдовали животных, но и рассказали, как лесные звери готовятся к зиме.(Слайд24)  Ну что же, отправляемся в путь. (Дети отправляются в путь)

– И птиц не слышно, где ж они?  

(Звучит запись голоса Злого Северного ветра) («Вы не знаете, где птицы? Ха-ха-ха»)

Воспитатель: – Ребята, куда же исчезли птицы?

Дети: – Улетели в тёплые края.
Воспитатель:- Как называют птиц, которые улетели, в тёплые края?
Дети: – Птиц, которые улетели в тёплые края, называют – перелётные.

Воспитатель:-  А как вы думаете, какие птицы улетают первыми?

Дети: Первыми улетают те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались – скворцы ,соловьи, ласточки, ,трясогузки, дрозды, жаворонки, горихвостки.

Воспитатель: – Какие птицы улетают последними?

Дети: – Позже всех, когда замерзают водоёмы – реки, озёра, улетают – гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: – Правильно ребята, первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, а позже  – утки, гуси, лебеди.

Воспитатель: – Ребята, но птицы не все улетают. Как называются те птицы, которые остались?

Дети: – Птицы, которые остаются, это – зимующие птицы.

Воспитатель:-  Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов. (Звучит запись голоса Злого Северного ветра) «Я перепутал всех птиц, они не знают, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться зимовать. Ха-ха-ха»

Воспитатель: – Ребята, как же помочь?

Дети: – Освободить перелётных птиц.

Воспитатель: –Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры. На доске расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, журавль, кукушка, дятел, ласточка, сорока, дрозд. Задача детей – превратиться в птичку, одев на себя птичку на веревочке и «подлететь» к дереву с зелёными листочками и солнцем – перелётным птицам, а к кормушке со снежинками – зимующим птицам.

Воспитатель: – Ребята, выберите себе птичку, и закружил Северный ветер ребяток и превратил их в птиц. Вылетели птички на волю, долго летали и увидели перелётные птицы  деревья с зелёными листочками, солнышко и полетели к ним, а зимующие птицы увидели кормушку и полетели к ней.  – Катя,  какая  ты птица? Почему, ты прилетела к  дереву с солнцем (к кормушке со снежинками)?

Дети: – Ласточка – перелётная птица. И т.д.

Воспитатель: –  А сейчас перелётные птицы останутся  на юге (дети вешают птичек на дерево), а зимующие птицы  сядут на кормушку (дети вешают птиц на кормушку). Раз, два, повернись в деток превратись. Молодцы, ребята и птицам помогли. Мы с вами столько заданий сегодня выполнили.

(Звучит музыка и голос Осени: «Спасибо, мои друзья! Вы, такие молодцы, справились со всеми бедами, которые натворил Злой Северный ветер, расколдовали все осенние листочки. Домик осенних месяцев яркий и красивый. Лесные звери, готовы к зиме, а перелётные птицы  улетели в тёплые края. Теперь, я могу уступить место Зимушке – зиме, мне пора уходить. За ваши знания и вашу помощь, я, хочу, вас наградить  –  подарками. Корзину с подарками вы найдёте под осенней берёзкой. До свиданья, мои друзья!» (Дети находят корзину с яблоками).

Воспитатель: – Ну что ж, ребята и нам пора отправляться назад в д\с. Поможет нам наш колокольчик «Раз, два, повернись и в д\с очутись»(Звучит музыка) Вот, мы и в д\с. Ребята, вам понравилось наше путешествие. Что понравилось больше всего? Какие задания были трудными? (Раздаётся шум, и влетают воздушные шары) Ребята, я думаю это ещё подарок От Осени для вас. Вы, молодцы, справились, со всеми заданиями. Ребята, наша встреча подошла к концу, давайте попрощаемся с гостями.

Дети: – До свидания! До новых встреч!



Оставить комментарий

*

code